www.stan-d-art.spb.ru | Андрей Степанов - фото | «Крым. Перекрёсток миров» | Фото 20060824_ay_064_stan-d-art


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60

 
 

 «Крым. Перекрёсток миров»
 ID: 20060824_ay_064_stan-d-art
 Фото: Андрей Степанов
 e-mail: stan-d-art_ay@mail.ru

 Украина, Крым, 2006
 Опубликовано 28.04.2007


«Подземная крепость»

После Второй мировой войны в Балаклаве была развернута военно-морская база. Здесь базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР. Строительство подземной части базы началось в 1957 году в условиях чрезвычайной секретности и завершилось в 1961 году. С момента строительства завода Балаклава стала совершенно «закрытым» городом, въезд в который осуществлялся по специальным пропускам даже для севастопольцев. Завод и арсенал строились как объекты противоатомной защиты первой категории. Высшая точка наскального грунта над подземными объектами составляет 126 м. Здесь были свои склады горюче-смазочных материалов, высота потолка которых достигает нескольких десятков метров, запасы питьевой воды и продовольствия, автономная климатическая система, транспортные и снабженческие магистрали. База имела комнаты для отдыха персонала, душевые кабинки, столовые и т. д. В случае атомной атаки она могла выдержать прямое попадание ядерной бомбы и автономно работать в режиме глубокой консервации. Комбинированный подземный канал завода позволял вводить под гору одновременно семь подводных лодок проекта 613 и 633. Длина канала достигает 505 м. (при общей длине тоннеля до 600 м.). Общая площадь всех помещений и ходов завода — 5100 кв. м, площадь водной поверхности под землей достигает 3000 кв. м. Вход в тоннель со стороны бухты закрывал всплывающий батопорт, а с северного выхода батопорт открывался в сторону. Каждая из «дверей» базы имела вес 120 т. Оба выхода были закамуфлированы специальными сетками и скальной породой. Главное задание, возлагавшееся на подземную базу — ремонт субмарин, пополнение боезапаса, горючего, замена аккумуляторных батарей. Для этого были созданы мощные ремонтные мастерские с новейшим на то время оборудованием, и склады торпед и ракет, в том числе — с ядерными боеголовками. Численность высококвалифицированных рабочих промышленно-производственного комплекса достигала сотни человек.

В 1994 году подземный комплекс был выведен из эксплуатации и после официального рассекречивания объекта с 1 июня 2003 году открыт для экскурсионного посещения как филиал Центрального музея Вооруженных Сил Украины…

На фото: выход в море из подземного водного канала Балаклавской базы.



© 2007 www.stan-d-art.spb.ru